Доставка грузов из РФ в Беларусь: рост цен и актуальные правила

Доставка грузов из РФ в Беларусь: рост цен и актуальные правила

Ситуация на границах, рост цен на перевозки и новые-старые правила. Какова ситуация с перевозками в Беларусь сегодня?

Международные грузоперевозки в Беларуси остаются под влиянием политических факторов, так, в январе 2024 года, на границе между Россией и Белоруссией для фур из  Армении, Казахстана и Киргизии  оставили открытым только один участок - «Езерище — Лобок». Ограничение введено на фоне спора Минска и Астаны из-за казахстанских транзитных фур, которые с конца осени начали скапливаться на границе.

На сегодняшний день сообщений о длинных очередях для российских водителей при пересечении границы с Белоруссией не сообщается.

 

Наличный расчет за перегрузку и перецепку вновь доступен

Согласно постановлению Совета Министров и Национального банка от 1 апреля 2024 года № 231/12 «О валютных операциях» Беларуси юр. лица и ИП могут рассчитываться с иностранными партнерами за услуги, связанные с перегрузкой и перецепкой грузов, наличным - в долларах или евро, снять которые можно будет в белорусских банках.

Такая возможность была доступна ранее, но срок был ограничен и действовал с 1 ноября 2023 года и истек в начале 2024. Согласно новому постановлению наличный расчет будет доступен до 31 декабря 2024 года.

Условия использования наличной валюты в Беларуси:

  • Максимальная сумма, которую можно снять в долларах или евро, не должна превышать 1000 белорусских рублей по каждому валютному договору.

  • Неиспользованные средства должны быть возвращены на счет в течение пяти рабочих дней после их снятия.

  • Наличные доллары и евро нельзя использовать для расчетов за импорт услуг, предоставленных резидентами Российской Федерации, а также с нерезидентами, осуществляющими международные перевозки через территорию Беларуси и России.

В постановлении есть оговорка о том, что его нормы не распространяются на расчеты с нерезидентами, зарегистрированными в государствах – участниках Договора о создании Союзного государства (т.е. с резидентами Российской Федерации), а также с нерезидентами, осуществляющими международную автомобильную перевозку грузов по территории государств – участников этого Договора (т.е. по территории Республики Беларусь и территории Российской Федерации), за исключением следования транспортных средств от Государственной границы Республики Беларусь с государствами, не являющимися участниками данного Договора, до специально установленных мест, определенных Советом Министров Республики Беларусь для совершения грузовых операций и (или) перецепки, и обратно.

 

Стоимость доставки грузов из РФ в Белоруссию возросла на 30%

В конце декабря 2023 года вступил в силу указ, согласно которому в Белоруссии внедрены обязательные  проверки отправлений физ. лиц из России и стран ЕАЭС.

После этого средний срок доставки грузов для личного пользования из России в Беларусь вырос вдвое, о чем сообщил руководитель Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов. Перевозка по маршруту Москва – Минск теперь может занимать до 4 дней. Ряд транспортных компаний даже приостановил прием грузов на отправку по этому направлению.

С чем связано повышение цен на доставку грузов физ. лиц в Беларусь:

  • Запрещена выдача грузов физических лиц без получения документов о проведении досмотра. Перевозчики сборных грузов вынуждены сначала доставлять их на склад для выгрузки коммерческих партий, а затем – повторно отправлять машину с грузами физлиц на досмотр и только потом – доставлять в место вручения.

  • Водители дополнительно проезжают от 10 до 70 км до мест проведения контрольных проверок.

  • Транспортные и складские операции, а также повышенные расходы на топливо увеличили себестоимость перевозки на 10-30%.

  • Перевозчикам необходимо записываться на досмотр в электронной очереди. Свободных площадок не хватает, поэтому время проверки может доходить до двух дней.

  • Перед прохождением проверок необходимо вручную заполнить информацию о характеристиках грузов и адресах получателей. Если контрольно-надзорные органы вносят правки или уточнения – компании вынуждены переделывать документы и повторно отправлять их. На этот процесс может уходить до двух суток.

Все это привело к тому, что перевозчики повышают стоимость доставки для физ. лиц или вовсе отказываются от доставки в Беларусь. В итоге негативным факторам подвергаются конечные получатели груза, которые вынуждены больше платить и дольше ждать.