Контейнерные перевозки: тенденции 2023 года

Контейнерные перевозки: тенденции 2023 года

Особенности контейнерных перевозок в 2023 году: актуальные направления для экспорта, динамика перевозок контейнеров ж/д транспортом и рост грузооборота с Китаем.

Контейнерные перевозки – это доставка грузов в специальных металлических емкостях- контейнерах. Такие контейнеры могут быть доставлены на любом виде грузового транспорта: самолете, поезде, автомобиле или корабле.

Объем контейнера для грузоперевозки, как правило, составляет 20, 40 или 45 футов. Оптимальный размер емкости подбирается исходя из габаритов груза. В случае доставки по России, наиболее популярными являются контейнеры размером 20 и 40 футов. 

Погрузка, сортировка, временные хранение и разгрузка контейнеров осуществляется на специализированном складе - контейнерном терминале. 

 

Преимущества контейнерных перевозок

Контейнерные грузоперевозки обеспечивают максимальную сохранность груза, так как при такелажных работах (перегрузке) груз находится в контейнере, что позволяет избежать прямого контакта с ним. Это особенно актуально при мультимодальных перевозках, когда для доставки используется несколько видов транспорта.

Кроме того, контейнерные перевозки имеют следующие преимущества:

  • Отслеживание груза

Современные системы отслеживания позволяют точно узнавать, где находится груз.

  • Экономия времени и денег

Применение спецтехники для погрузки и разгрузки значительно ускоряет работу. Кроме того, это сокращает затраты на услуги грузчиков.

  • Быстрое выполнение мультимодальных перевозок

Контейнер возможно перегрузить с одного вида транспорта на другой, не создавая задержек.

  • Возможность доставки «от склада до склада»

Допускается доставка контейнера на склад грузоотправителя или грузополучателя.

Важно подчеркнуть, что данный метод перевозки грузов является экономически выгодным лишь при условии доставки на расстояние не менее 2 000 км. В остальных случаях контейнерная грузоперевозка повлечет дополнительные затраты.

 

Контейнерные перевозки в 2023 году

Главными направлениями для экспорта из России стали страны БРИКС - Бразилия, Индия, Китай, Южная Африка. Большая часть поставок приходится именно на Китай, это сказалось и на контейнерных перевозок, география которых изменилась

Контейнерные перевозки железнодорожным транспортом

По данным пресс-службы ОАО "РЖД", за последние 9 месяцев железнодорожные контейнерные грузоперевозки увеличились на 13,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Общее количество перевезенных грузов составило более 5,44 миллиона двадцатифутовых эквивалентов (TEU).  

Железнодорожные грузоперевозки в основном направлены в Китай. По данным ОАО "РЖД", за 9 месяцев этого года перевозки с Китаем увеличились на 52% по сравнению с прошлым годом. Общий объем перевезенных грузов составил более 128 миллионов тонн. 

Контейнерные перевозки морским транспортом

Согласно данным Росстата, в России также наблюдается рост морских контейнерных перевозок. За прошедшее первое полугодие 2023 года грузооборот по воде вырос на 36% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составляя 16,8 миллиона тонн грузов. Больше всего отмечается рост поставок из трех крупнейших портов России, а именно в Санкт-Петербурге, Владивостоке и Новороссийске.

Устойчивый рост импорта и экспорта с Китаем создают предпосылки для использования водных маршрутов. По этой причине в 2023 году все чаще стали запускать речной вид транспорта для контейнерных грузоперевозок.

Контейнерные перевозки авиационным транспортом

Введение санкций в отношении России в 2022 году привело к серьезным последствиям для авиационной отрасли. Ряд авиакомпаний приняли решение покинуть российский рынок. Кроме того, обслуживание российских самолетов стало проблематичным из-за нехватки необходимых запчастей и технического оборудования.

В результате этих изменений, стоимость авиационных грузоперевозок значительно возросла. По данным Росстата, общий объем перевезенных грузов авиационным транспортом составил 212 тысяч тонн, что на 38,3% меньше, чем в первом полугодии 2022 года.

 

Дефицит контейнеров

Проблема дефицита контейнеров на территории России, с которой столкнулась страна в 2022 году, была успешно решена. Этому поспособствовала помощь правительства, а также программы субсидирования.

Подводя итоги, можно отметить, что контейнерные перевозки в России в 2023 году начали расти и достигать уровня, сопоставимого с показателями 2021 года. Основными направлениями для России стали страны БРИКС (Бразилия, Индия, Китай и Южная Африка).